Яблоко на ужин и доктор не нужен

Адрес:

Новотроицк, Ваулина 3, 318

Стоматологическая клиника «Жемчужина» не участвует в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Ортодонтия

Врач стоматолог-ортодонт – это человек, который занимается коррекцией и устранением аномалий зубочелюстной системы. Именно к нему обращаются люди с подобными проблемами: выступает челюсть, слишком узкий подбородок, кривые резцы и др. Такой специалист берется за врожденные, приобретенные в детстве и наследственные дефекты. При этом он может работать с пациентами любого возраста.

Брекеты

Некоторые считают, что исправить аномальное расположение зубов можно только в детстве. Это не так. У ребенка процесс лечения проходит проще, но врожденная или наследственная проблема может развиться и во взрослом возрасте или усугубиться с течением времени. Если такое произошло, не стесняйтесь обращаться к врачу.

Какие заболевания лечит стоматолог-ортодонт?

Как уже говорилось, ортодонт занимается врожденными, наследственными и приобретенными в детстве дефектами зубов. Этот врач не работает с травмами и не вправляет челюсть. Чаще всего к ортодонту обращаются со следующими проблемами:

Асимметрия лица

Неправильный рост зубов

Нарушение жевательных функций

Аномальное расположение зубов

После осмотра врач оценивает состояние больного, изучает причины возникновения заболевания и подбирает методику лечения. Рассмотрим классификацию заболеваний, с которыми сталкивается врач, подробнее.

Аномалии зубов

Аномалиями зубов называют разнообразные отклонения отдельных элементов зубного ряда. Выделяют следующие виды ненормального развития зубов:

  • нарушение формы (шиповидные, зубы Гетчинсона, Фурнье, Пфлюгера);
  • нестандартная величина (микро- и макродентия);
  • слишком малое или слишком большое количество зубов (адентия, гиподонтия, гипердонтия);
  • проблемы со структурой ткани (гипоплазия, гиперплазия);
  • некорректные сроки появления (преждевременное или запоздалое);
  • неверное положение отдельного зуба в зубном ряду (оральное, вестибулярное, дистальное, мезиальное, инфраположение, супраположение, поворот вокруг продольной оси, транспозиция);
  • нарушение окраски.

Ортопедическая стоматология по праву является одной из самых востребованных стоматологических отраслей. Ведь нередко клиентами ортопеда становятся даже дети с молочным прикусом.

Аномалии зубного ряда

Зубной ряд также может быть с аномалиями, которые подчас очень мешают пациенту и становятся причинами проблем с питанием, речью. Выделяют следующие проблемы, с которыми сталкиваются ортодонты:

  • нарушение формы ряда;
  • некорректный размер в сторону сужения/расширения или удлинения/укорочения;
  • нарушение последовательности зубов;
  • нарушение симметричности положения зубов;
  • нарушение контактов между зубами (скрученное или редкое положение).

Аномалии прикуса

Аномалия прикуса – это самая частая проблема, которая у всех на слуху. Иногда у пациентов даже создается впечатление, что ортодонтия в стоматологии занимается исключительно установкой брекетов. Конечно, это не так, но коррекция прикуса – одна из наиболее распространенных проблем, особенно в детском возрасте.

Выделяют пять видов неправильного прикуса:

  • дистальный, когда верхняя челюсть излишне развита и выпирает вперед, значительно влияя на черты лица;
  • мезиальный, в случае с которым слишком сильно развита уже нижняя челюсть;
  • перекрестный. У его обладателей между зубами остается свободное пространство, а сами они расположены «на манер ножниц»;
  • глубокий, при котором нижние зубы оказываются практически спрятаны под верхними;
  • открытый, когда между нижним и верхним зубным рядом нет постоянного контакта, он появляется только в районе коренных зубов.

Неправильный прикус, даже если он не сильно выражен, – не менее опасная проблема, чем выбившийся из ряда зуб или нарушение симметричности.

Аномалии челюстей

Челюсти тоже могут располагаться не совсем корректно, что врачу-ортодонту сразу видно, хотя сам пациент может и не замечать проблемы. Примеры наиболее распространенных патологий:

  • измененный размер (макрогнатия или микрогнатия), когда одна из челюстей достигла в развитии куда больших размеров, чем вторая. Может быть и иначе: челюсти нередко остаются маленькими. Проблема может быть только с верхней или нижней челюстью или с обеими;
  • неправильное расположение относительно основания черепа. Выделяют ассиметричное размещение, прогнатию (сильное выступание вперед), ретрогнатию (перемещение челюсти назад);
  • аномальное соотношение зубных дуг (дистальная или мезиальная окклюзия, чрезмерное перекрытие, нестандартные прикусы.

Виды нарушений работы зубочелюстной системы во многом пересекаются, ведь нельзя, например, рассматривать положение зубов без учета всего зубного ряда. Поэтому, если разбираться в том, кто такой ортодонт в стоматологии, то можно сказать, что это в первую очередь врач-практик. Он учитывает особенности конкретного пациента и составляет полностью индивидуальный план лечения.

Основные методы ортодонтического лечения

Не зная, с чем именно пришел пациент, нельзя сказать, что будет делать врач-ортодонт, потому что методы воздействия в первую очередь зависят от проблемы и дефектов зубного ряда. Иногда можно обойтись минимальными вмешательствами, в других случаях – требуется привлечение стоматолога-хирурга.

Наиболее популярные методы зубного ортодонта:

Миотерапия является одним из способов укрепления мышц челюстно-лицевой области, благодаря которому можно избежать формирования аномалий в детском возрасте. По теоретическим выкладкам про ортодонтическое лечение можно сделать вывод, что это – наиболее безопасный и наименее действенный метод. Поэтому миогимнастику почти никогда не назначают отдельно.

Во время занятий ребенку необходимо выполнять два типа упражнений:

  • динамические, когда мышцы лица и челюсти то напрягаются, то расслабляются;
  • статические, заставляющие органы все время быть в напряжении.

Учитывая, что упражнения должны быть систематическими, занятия требуют контроля со стороны взрослого. Также именно родитель или воспитатель проверяют правильность выполнения заданий, ведь ребенок может забыть или не понять врача. Специалист выбирает задания, потом обучает взрослого упражнениям, далее взрослый проверяет ребенка.

Частота применения метода явно показывает: ортодонт – это врач, который лечит несъемными и съемными аппаратными системами. Наиболее известные из них – брекеты, капы и трейнеры, пластинки. При установке они воздействуют на отдельные зубы, заставляя их медленно, но верно передвигаться в нужном направлении. В итоге все элементы полости рта занимают предназначенное им положение.

Лечение с помощью аппаратов имеет определенные ограничения. Так, исправления возможны, если:

  • к зубу прикладывается достаточное усилие, т. е. оборудование собрано корректно и установлено правильно;
  • у аппарата есть надежная опора, и он хорошо зафиксирован;
  • в зубном ряду есть место, в которое может встать выбившийся элемент;
  • на пути перемещаемого зуба нет препятствий.

В случае если указанные правила не соблюдены, зубной ортодонт это исправляет, а потом уже устанавливает брекеты, пластинки или другие аппараты. Иногда требуется немало времени на подготовку, т. к. необходимо удалить лишние зубы и дождаться восстановления ротовой полости.

Если диагностика показывает, что деформация развития зубных дуг, челюстей или нарушения прикуса слишком явно выражена, приходится прибегать к хирургическим методам. Наиболее востребованные виды хирургического вмешательства:

  • обнажение коронки ретенированного зуба (т. е. удаление верхних тканей десны над зубом, который неправильно прорезался);
  • поворот зуба вокруг своей оси, в результате которого элемент встает на место в зубном ряду правильно;
  • удаление отдельных зубов неправильной формы, лишних зубов, а также тех, которые нельзя «вписать» в челюсть по каким-то причинам и др.

В некоторых ситуациях хирургическое вмешательство попадает под компетенции того, чем занимается врач-ортодонт. Если же специалист не может самостоятельно исправить ситуацию, он дает человеку направление к стоматологу-хирургу.

 

Когда обращаться к стоматологу-ортодонту

Ребенок должен узнать, кто такой стоматолог-ортодонт, еще до 7 лет. В этом возрасте еще только формируется постоянный прикус передних резцов, поэтому можно сравнительно безболезненно купировать некоторые проблемы. Большинство памяток для родителей содержит следующие рекомендации по посещению врача:

  • ребенку исполнился год, и у родителей есть вопросы. Чем занимается ортодонт, когда у малыша еще нет зубов? Он осматривает, правильно ли смыкаются губы и те зубки, что уже успели прорезаться;
  • ребенку 3 года. Визит желателен, т. к. в младшем возрасте можно выявить предпосылки к некорректному развитию зубов и челюстей. Поэтому во время такого приема стоматолог-ортодонт всегда расспрашивает родителей о том, есть ли у малыша вредные привычки, например, сосание пустышки, пальца, языка;
  • у ребенка появились трудности при глотании, жевании, не формируется речь;
  • вы видите, что у ребенка имеются изменения в положении зубов или их смыкании.

Зная, чем занимается ортодонт, можно заранее посетить специалиста, чтобы предупредить проблемы в развитии зубного ряда и избежать их ухудшения.